Светлана Мартынчик - совеременная писательница, автор серии книг о Максе Фрае. В одном из своих интервью Светлана поясняет отношения между ней и Максом: "Мы – сообщающиеся сосуды. У нас одна жизнь на двоих, она перетекает из одного существа в другое." Как и в большинстве случаев психотип главного героя и психотип автора в данном случае совпадают, а поэтому Макс Фрай - настоящее пособие по Джекам, обращению с ними, их мыслям, внутренних переживаний и внешних проявлений этих переживаний, а анализ текстов с точки зрения аспектов в соционике дает представление о работе слабых и сильных психических функций типа Джек, ЛИЭ.
Так, например, время, мечты, сны занимают большую часть произведений, причем очень хорошо описываются процессы, развитие ситуаций, динамика, постоянный акцент на изменениях. Все это говорит об очень сильной интуиции времени. Все цитировать не представляется возможным, но ниже приведены несколько интересных с точки зрения белой интуиции отрывков:
Глупо всю жизнь оставаться одним и тем же, если есть шанс превратиться!
Время для меня не шло вовсе. Не то чтобы оно тянулось, или даже остановилось, просто его не стало. Время - оно ведь состоит из перемен, больших и малых, внешних и внутренних, заметных и почти неразличимых; вернее, перемены - это чуть ли не единственный доступный всякому человеку способ почувствовать ход времени (скачки секундной стрелки, движение песчинок, изливающихся из верхней чаши в нижнюю - тоже перемены, малосущественные, да, зато вполне наглядные).
Есть люди, для которых время подобно воде; в зависимости от темперамента и личных обстоятельств они представляют его себе в виде бурного потока, всё разрушающего на своём пути, или ласкового ручейка, стремительного и прохладного. Это они изобрели клепсидру — водяные часы, похожие на капельницу; в каком-то смысле каждый из них — камень, который точит вода; поэтому живут они долго, а стареют незаметно, но необратимо.
Есть те, для кого время подобно земле, вернее, песку или пыли: оно кажется им одновременно текучим и неизменным. Им принадлежит честь изобретения песочных часов; на их совести тысячи поэтических опытов, авторы которых пытаются сравнить ход времени с неслышным уху шорохом песчаных дюн. Среди них много таких, кто в юности выглядит старше своих лет, а в старости — моложе; часто они умирают с выражением наивного удивления на лице, поскольку им с детства казалось, будто в последний момент часы можно будет перевернуть.
Есть и такие, для кого время — огонь, беспощадная стихия, которая сжигает всё живое, чтобы прокормить себя. Никто из них не станет утруждать себя изобретением часов, зато именно среди них вербуются мистики, алхимики, чародеи и прочие охотники за бессмертием. Поскольку время для таких людей — убийца, чей танец завораживает, а прикосновение — отрезвляет, продолжительность жизни каждого из них зависит от его воинственности и сопротивляемости.
И, наконец, для многих время сродни воздуху: абстрактная, невидимая стихия. Лишённые фантазии относятся к нему снисходительно; тем же, кто отягощён избытком воображения, время внушает ужас. Первые изобрели механические, а затем и электронные часы; им кажется, что обладание часами, принцип работы которых почти столь же абстрактен, как сам ход времени, позволяет взять время в плен и распоряжаться им по своему усмотрению. Вторые же с ужасом понимают, что прибор, измеряющий время, делает своего обладателя его рабом. Им же принадлежит утверждение, будто лишь тот, кому удаётся отождествить время с какой-то иной, незнакомой человеку стихией, имеет шанс получить вольную…
Этика: Описания эмоций встречаются довольно часто, на фоне приподнятого и шутливого настроя бывают колебания, вызванные внешними событиями, однако мало описаний настроения других героев. Характеры же персонажей совсем недетализированы - скорее это эмоциональные реакции, действия, характерные и постоянные для данного героя. Часто демонстрируется управляемость настроением и осознанное его изменение, однако, не всегда Макс сам создает свое настроение и контролирует его:
Я же, в сущности, человек настроения, более того, я - человек чужого настроения: стоит мне увидеть чью-нибудь довольную физиономию, и мои собственные претензии к действительности тут же благополучно испаряются.
А иногда, как нормальный логик, устает от работы по ролевой этике эмоций:
Мне это жизненно необходимо — хотя бы пару часов в день проводить в полном одиночестве. Когда на меня никто не смотрит, можно опустить вечно вздернутый подбородок, расслабить плечи и мышцы лица, погрузиться в молчание, перестать наконец бесконечно придумывать удачные ответы на вопросы, которые, скорее всего, так никогда и не будут мне заданы, но теоретически — вполне могут прозвучать, пока рядом есть люди, все равно кто.
Но если эмоции и описываются стабильно, то про отношения речи вообще нет. Если об отношении Макса к другим еще можно догадаться по его эмоциям и словам, то взаимоотношения его коллег понять невозможно. Например, чем отношение Джуффина к Меламори отличается от отношения его к Мелифаро.
Контроля отношений тоже, естесственно, нет, Макс не меняет сам отношения к кому-то, в большинстве случаев он принимает всех за своих и хочет быть таковым для них.
Отношения почти не рассматриваются, не замечаются, их как будто не существует, не говоря уже про оттенки отношений. И иногда лишь появляются просьбы типа "Любите меня, пожалуйста, как можно сильнее", требуется воздействие по БЭ извне.
Сенсорика:
Обе слабые, белая и черная, сенсорики проявляются в том, что описываются только важные элементы пространства, какие-то стандартные ощущения, о которых по каким-то причинам вспомнилось и/или нужно упомянуть. Хотя тема еды, ресторанчиков, одежды и местности затрагивается постоянно, но описания, например, вкусов общие, никаких конкретных физиологических ощущений от еды почти нет:
несмотря на смутивший меня черный цвет, вкус плода тутмы оказался совершенно неописуемым: немного похоже на очень спелую хурму, но гораздо круче.
Также, например, не предпринимается активных действий по управлению, контролем и изменением пространства и принимается всяческая забота по сенсорике:
Краткий курс молодого бойца с тягомотной совковой повседневностью охватывал чуть ли не все аспекты бытия: Сашка учил меня стильно одеваться (до встречи с ним я вечно таскал нечто купленное
родителями "на вырост", так что даже фирменные джинсы висели на мне мешком) и пристойно стричься (в этом вопросе теоретические знания были бесполезны, поэтому он просто отвел меня к одной из своих женщин, которая в совершенстве
владела искусством ухода за черепными газонами). Именно Сашка внушил мне, что джентльмена делают ботинки: дескать, хоть в банном халате на улицу
выходи, но обувь должна быть безупречной; он же весьма бесцеремонно, зато доходчиво разъяснил, чем отличается мужчина в чистых носках от мужчины в грязных.
ЧС явно неосознанная, Макс не умеет приказывать, заставлять, давить, обычно это получается либо либо случайно, либо благодаря волшебству, либо за счет еще каких-то удачно сложившихся обстоятельств. Речи про физическую силу тоже почти нет, как и о ее градациях и уместности в той или иной ситуации. Но периодически упоминается о том, что он испугался, что он не умеет / не может, что он на самом деле слабый, просто ловко пускает пыль в глаза. На него надавить тоже как-то не получается - он слишком быстро соглашается, и вообще Макс славится своей демократичностью.
Логика: Правила если и описываются, то только как данности и не изменяются - так надо и все. Очень часто самому Максу объясняют что-либо, только изредка его интересует утройство, структура чего-либо.
А вот ЧЛ проявляется в достаточно ровном упоминании количественных характеристик чего-либо. Несмотря на отсутствие интереса к деньгам, внимание на выгоду Макс обращает и часто попутно делает что-то полезное. Описана инфраструктура Ехо(чего, например, нет у Толкиена с болевой ЧЛ), или чем занимается каждая страна, чем торгует и т.д. А кроме того - у Макса есть любимая работа, а не просто хобби.
Отдельно можно отметить специфический джечий юмор и уверенность Макса в своей везучести, что также часто является типным для Джеков.
Что касательно внешности Светланы, то можно обратить внимание на интуитивную удлиненность шеи и пальцев, хрупкость запястья.